Tuesday, January 20, 2009

Традиционная спесь Египта или как Чрезвычайные силы ООН были шилом в мешке


Объясняю. По итогам Синайской кампании 1956 года (операция "Кадеш") Израиль добился открытия Тиранских проливов и демилитаризации Синая, причем и то, и другое обеспечивалось размещением Чрезвычайных сил ООН (United Nations Emergency Force, UNEF) вдоль египетской границы с Израилем и в районе Шарм аш-Шейха. Насер тщательно скрывал от граждан Египта тот факт, что на территории его страны находятся международные силы.


Тайное стало явным десять лет спустя, после инцидента в Самоа. События развивались так: в ноябре 1966 года патрульная машина 890-го батальона израильской десантной бригады подорвалась на иорданской мине к югу от Хевронского нагорья (уже в пределах "зеленой черты"), три десантника были убиты. Король Хусейн понимал, что мина была установлена там террористами ФАТХа, пытавшимися спровоцировать региональную войну, в которой, как они рассчитывали, Израиль будет уничтожен. По этой причине он тут же вызвал американского посла в Аммане и вручил ему для передачи израильскому премьер-министру Леви Эшколю послание, выражавшее сожаление по поводу произошедшего и содержавшее недвусмысленное извинение.

Посол США в Аммане передал послание Хусейна своему коллеге в Тель-Авиве, но с дальнейшей передачей этого документа Леви Эшколю возникла странная заминка (считается, что американцы провозились из-за выходных, желающие могут развить в этой точке альтернативную теорию). Так или иначе, израильское правительство, не получив никаких объяснений по поводу нападения на пограничный патруль ЦАХАЛа, санкционировало проведение операции возмездия в районе иорданской деревни Самоа (переиначенное библейское Эштемоа). В ходе этой операции, проводившейся 13 ноября 1966 года, были взорваны десятки зданий и убиты 18 иорданских военослужащих, с израильской стороны был один убитый – командир батальона десантников подполковник Йоав Шахам ז"ל. Наземную операцию сопровождал воздушный бой, в котором был сбит один иорданский самолет.

Результатом израильской операции стали массовые беспорядки в городах Иудеи и Самарии. Их участники требовали от короля Хусейна твердых военных действий против Израиля. Хусейн, желавший поправить свое положение, созвал при поддержке египетского президента Насера общеарабскую конференцию, но последняя стала ареной острого конфликта между арабскими лидерами, адресовавшими друг другу обвинения в недостаточно активной борьбе с Израилем. Египет и Сирия обвиняли Иорданию в том, что она "бросила палестинцев на произвол судьбы", отказавшись разместить иракские и саудовские силы на своей территории, согласно существовавшему плану Общеарабского командования.

Раздосадованный этими обвинениями король Хусейн заявил в ответ, что Насер "прячется за фартуком международных сил, находящихся на Синае", а Сирия отсиживается за линией своих укреплений, "выражая готовность воевать до последнего египетского солдата". Для Насера, скрывавшего факт нахождения сил UNEF на египетской территории, как и для сирийского президента Нуреддина Мустафы аль-Атасси, заявлявшего, что его страна постоянно атакует Израиль, публичная критика Хусейна стала сильнейшим фактором политического дискомфорта. В надежде спасти свою репутацию Сирия активизировала артиллерийские обстрелы израильских поселений в долине Хула, а возглавляемый Насером Египет пошел полгода спустя на серию провокаций, вызвавших Шестидневную войну. При этом удаление сил UNEF с территории Синая занимало заметное место в списке предпринятых Насером действий.

...пятидесятые-шестидесятые годы... возможностей скрывать факты у Насера было намного больше, чем у Мубарака сегодня, но, с другой стороны, шилом в мешке были тогда Чрезвычайные силы ООН, а это и соответствующая резолюция Генеральной Ассамблеи, и формальный мандат UNEF, и униформа военнослужащих ООН на Синае.

http://yaqir-mamlal.livejournal.com/144634.html

No comments:

Post a Comment